Жалящий броню

Жалящий броню

Жалящий броню

  • танки
  • артиллерия
  • США

Александр Гребнев

По результатам Второй мировой американские армейские взяли богатый опыт применения воздушных десантов. В операциях «Олбани» и «Бостон», являвшихся составной частью операции «Оверлорд» (высадки в Нормандии 6 июня 1944 года), было задействовано более чем 13000 парашютистов, еще практически 4000 бойцов было высажено при помощи планеров. Практически столько же сил было применено в операции «Маркет-Гарден» в сентябре 1944-го.

Один из опытных образцов «Скорпиона». Обратите внимание на дульный тормоз и щит орудия – они заметно отличаются от тех, что устанавливались на серийные автомобили
http://forum.worldoftanks.ru

Один из выводов, что был сделан по результатам этих операций – десантникам требуется артсистема, талантливая оказывать огневую помощь и бороться с вражеской военной техникой, включая тяжелую. Неоднократно и не два парашютисты появились в ситуации, в то время, когда им противостояли вражеские силы, оснащенные танками, среди них и новейшими в то время «Королевскими Тиграми».

реактивные гранатомёты и Ручные гранаты M1 «Базука» были действенны только на маленьких расстояниях, и потому доходили не для всех обстановок, а помимо этого потребовали от личного состава высокой хладнокровия и выучки. Нужна была полноценная пушка, которая имела возможность бы уничтожать танки с громадной дистанции, и нужно – с первого же попадания. Очевидно, совокупность должна была быть пригодна для транспортировки грузовым самолетом либо планером, а для обеспечения мобильности на земле – быть самоходной.

Задание взяла компания «Кадиллак», и во второй половине 40-ых годов XX века приступила к разработке. В первой половине 50-ых годов XX века было готово два умелых прототипа, выполненных на базе экспериментального транспортера T101, и началось серийное производство. Машина стала называться M56 SPAT («Self-Propelled Anti-Tank», другими словами «противотанковая самоходка»), но стала более известна под неофициальным прозвищем «Scorpion» («Скорпион»).

«Скорпион» ведет пламя. Наглядно видно, как сильным было действие отдачи на машину
http://scherzade.egloos.com

Так как в конце сороковых транспортная авиация владела довольно малый грузоподъемностью, самым главным приоритетом конструкторов при разработке проекта было всемерное понижение веса автомобили. Корпус «Скорпиона» был выполнен из алюминия и имел минимально вероятные размеры – кроме того полноценного боевого отделения для экипажа предусмотрено не было, самоходчики практически сидели на собственной машине верхом.

Полностью отсутствовала броневая защита – такой имел возможность принимать во внимание только установленный на орудии щиток, да и тот снабжал только формальное укрытие, поскольку был маленьким, а его левая сторона вдобавок была ослаблена смотровым окном для водителя. В ходовой части для понижения веса употреблялись катки с пневматическими шинами и резинометаллические гусеницы. Подвеска была выбрана торсионная, причем торсионы были полыми внутри, трубчатой конструкции.

В итоге разработчикам удалось сделать самоходку, которая в всецело снаряженном боеготовом виде имела массу всего в 7,7 тысячь киллограм.

«Скорпион» во Вьетнаме
http://weaponscollection.com

Единственным оружием «Скорпиона» была 90-мм пушка M54. Созданная в первой половине 40-ых годов двадцатого века называющиеся M1, она изначально являлась зенитной, после этого, как и ее зарубежные аналоги, такие как германская 88-мм Flak 18, советская 85-мм 52-К и английская 94-мм QF 3.7in, начала применяться в качестве противотанковой, чему содействовали хорошая скорострельность и высокая начальная скорость боеприпаса. В будущем поздние модификации пушки, имевшие обозначение M3, использовались на противотанковой САУ M36 и танке M26 «Першинг».

Пушка отличалась хорошей баллистикой, имела прицельную дальность до полутора километров и имела возможность с уверенностью поражать фактически каждые танки финиша сороковых на расстояниях актуального огневого боя. Прицельные приспособления, установленные на «Скорпионе», разрешали вести из пушки пламя как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Возимый боекомплект был мал все по тем же обстоятельствам экономии веса, обрисованным выше – всего 29 снарядов.

Этого хватало для одного-двух боев низкой интенсивности, но при долгих действиях в отрыве от снабжения становилось уже не хватает – а ведь десантники в большинстве случаев как раз в таких условиях и сражаются.

Преодоление водной преграды. Прекрасно видно, что экипаж совсем не защищен и находится, практически, снаружи автомобили
http://shushpanzer-ru.livejournal.com

«Скорпион» приводился в перемещение карбюраторным двигателем мощностью 200 л.с., что разрешал развивать скорость до 45 км/ч по шоссе. Топливные баки снабжали запас хода до 225 километров. Корпус автомобили был выполнен герметичным, и, не смотря на то, что амфибийной в полном смысле она не являлась, поскольку специального водоходного оборудования на ней не было, герметизация разрешала ей преодолевать броды до полутора метров глубиной – много для автомобили столь скромных габаритов.

Необходимо подчеркнуть, что «Скорпион» был одной из первых серийных боевых автомобилей, штатно оснащенных приспособлениями для действий в ночных условиях. Кроме простых фар на нем были установлены инфракрасные, а водителю выдавались ИК-очки, крепящиеся на каске.

Еще одна водная преграда – на учениях «Зимний щит-2» в Западной Германии, февраль 1961 г.
http://16thinfassn.org

Экипаж складывался из четырех человек. Механик-водитель – единственный, имеющий некое подобие рабочего места – размешался слева в первых рядах, и на марше наблюдал вперед через застекленную прорезь в щитке орудия. За ним пребывало место начальника, в один момент являвшегося радистом – в сражении он в большинстве случаев занимал место рядом с машиной, на земле.

Справа от орудия был наводчик. За спиной наводчика на откидной платформе трудился заряжающий, подающий боеприпасы из боеукладки под полом орудийной установки.

Поле боя «Скорпионы» в первый раз заметили во Вьетнаме, причем попали они в том направлении в начале конфликта, в 1955 году, и пребывали в строю практически до самого финиша. Сейчас не зафиксировано ни одного документально подтвержденного случая применения «Скорпиона» по собственному прямому назначению, другими словами в качестве истребителя танков, но для разрушения огневой укреплений и непосредственной поддержки они использовались обширно в течении всего срока собственной вьетнамской работы.

Операция «Толедо», Вьетнам, июнь 1966 г. «Скорпион» ведет пламя
http://www.wikipedia.org

Боевое использование разрешило выяснить сильные и не сильный стороны «Скорпиона». Стало известно, что маленький вес самоходки позволяет без проблем перебрасывать ее по воздуху не только транспортной авиацией, как это предполагалось изначально, но и вертолетами на внешней подвеске. Данный метод неоднократно пригождался для доставки «Скорпионов» в труднодоступные точечной высадки и места их временами прямо на огневую позицию.

Маленькие габариты, в особенности высота, снабжали машине малую заметность и помогали при ведении огня из засад.

«Скорпион» 101-й воздушно-десантной дивизии США
http://shushpanzer-ru.livejournal.com

К сожалению, недочётов у «Скорпиона» выяснилось значительно больше, чем преимуществ. Полное отсутствие броневой защиты стало причиной тому, что для открытого боя «Скорпион» был негоден – стереть с лица земли его возможно было кроме того огнем стрелкового оружия, не говоря уже о пулеметах, либо, тем более, пушках. Сочетание маленькой мощной пушки и массы машины стало причиной тому, что при выстреле «Скорпион» натурально подпрыгивал в атмосферу, отлетая назад на расстояние до метра.

Очевидно, сказать о прицельной беглой стрельбе в таких условиях было нереально – по окончании каждого выстрела приходилось восстанавливать наводку, прицеливаясь заново. Клубы пыли, поднимаемые машиной при подобном прыжке, демаскировали позицию, делая использование «Скорпиона» из засад затруднительным. Маленький возимый боекомплект ограничивал независимое использование установки – само собой разумеется, ее было нетрудно закинуть вертолетом на любую позицию, сколь угодно отдаленную и изолированную, впредь до окруженного на бугре взвода пехотинцев, но кто будет снабжать орудие боеприпасами по окончании того, как за несколько часов боя будут израсходованы имеющиеся на борту?

«Скорпион» на огневой позиции
http://www.wikipedia.org

В итоге, в то время, когда во второй половине 60-ых годов двадцатого века показался танк M551 «Шеридан», десантники с удовольствием пересели на него. Он также был пригоден для переброски по воздуху, не смотря на то, что и весил в два раза больше, но наряду с этим имел хоть и противопульную, но все-таки броню, а его оружие было находится в башне с круговым обстрелом. Помимо этого, «Шеридан» имел возможность плавать.

Установленная на «Шеридане» 152-мм пушка уступала 90-мм орудию «Скорпиона» в пробивной силе и скорострельности, но значительно действеннее действовала по небронированным целям – пехоте, полевым упрочнениям и легкой технике – а именно это во Вьетнаме требовалось чаще, чем уничтожение танков. Помимо этого, «Шеридан» был оснащен запасным пулеметным оружием. Иными словами, он превосходил «Скорпиона» фактически по всем статьям, исходя из этого неудивительно, что к 1970 году «Скорпион» был полностью снят с оружия.

«Скорпион» в музейной экспозиции http://www.militaryfactory.com

Выпускался «Скорпион» в течение шести лет – с 1953 по 1959 гг. Серия была довольно малый – всего 325 экземпляров. Кроме американских ВДВ, они поставлялись кроме этого на экспорт. Некое (малоизвестное, но, вероятнее, маленькое) их количество состояло на вооружении в Испании, Южной Корее и Марокко.

До наших дней дожили 17 экземпляров самоходки – все они находятся на территории США и входят в состав памятных музейных экспозиций и мемориалов.

E75 обзор — минусы и Плюсы | Гайд | WoT| LifeScotch


Увлекательные записи:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

spacer